Статьи

01.02.2016

Переносимая сложность бытия (взгляд экзистенциальной психологии)

Название статьи родилось из воспоминания о прочитанном когда-то романе Милана Кундеры «Невыносимая лёгкость бытия».

Хотелось бы сразу выделить основную мысль статьи, вынося её в название: «Да, жизнь сложна – она конечна, неопределённа, бессмысленна и только моя», но это данности человеческого бытия, которые не изменить. А значит необходимо найти силы перенести эту сложность собственного существования. Такова точка зрения экзистенциальной психологии.

psb-1.jpg

Благодаря философу М.Хайдеггеру в философию и затем в экзистенциальную психологию было введено понятие "экзистенциалов" или данностей человеческого существования. Под этим подразумевается то, что в бытии человека ему что-то дано изначально, по факту рождения, и он обязательно вынужден с этим сталкиваться. Это проявляется в таких проблемах, как чувство одиночества, вопросы свободы и ответственности, страх неопределённости бытия, страх смерти, ощущение бессмысленности жизни и поиск смыслов существования и др.

Попытаемся более полно ответить на вопрос, в чём же сложность нашего бытия, сложность человеческой жизни с точки зрения экзистенциальной психологии.

Во-первых, жизнь сложна, потому что мир сам по себе бессмысленен, а человек сам в ответе за поиск смыслов, за своё бытие.

Во-вторых, по сути своей человек одинок: каждый из нас прошёл нелёгкий путь рождения в одиночку и каждого из нас ждёт такой же непростой путь в конце жизни – каждый умирает сам.

psb-2.jpg

Кроме того, каждый из нас должен ответить на вызов неопределённости: жизнь человека вообще и ежедневная жизнь в частности содержат высокую долю неопределённости. Жизнь неоднозначна, в ней много различных оттенков, точек зрения, позиций, ориентиров. Человеку необходимо принять этот вызов неопределённости и научиться в ней жить, преодолевая таким образом эту сложность мира вокруг.

Отказаться от иллюзии бессмертия, увидеть конечность жизни, осознать, что нужно жить здесь и сейчас, что другой жизни не будет, и прожить эту заново нельзя – вот ещё одна сложность человеческого бытия. «Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус!», - пишет Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите». Именно факт внезапности конца также усложняет осознание собственного бытия: если меня может завтра не быть, то каким образом мне жить.

Противоречие «конечность жизни – желание жить» рождает экзистенциальный конфликт, при котором человек может испытывать страх жизни. Так, в ходе терапии мой клиент поразительно сформулировал, в чём заключается экзистенциальный страх жизни. Он сказал, что для него это боязнь ответственности и страх что-то упустить. Позитивное же разрешение для себя данного конфликта ведёт к появлению желания жить, а также к способности быть в ответе за сделанное и несделанное, за свои возможности и за упущенное, за свои выборы – именно эта ответственность и является маркером умения переносить сложность бытия.

Что же такое "страх жизни"? Страх бытия - страх быть в этом мире, бытийствовать. Думаю, это что-то из базисных, первичных страхов, которые идут из глубины детства - из отсутствия принятия, любви, базового доверия к миру.

Согласна с Ф.Дольто, которая говорит, что «страх смерти - это, в сущности, страх жизни». Действительно, страх жизни стоит не в противоположность к страху смерти, но они связаны: боясь смерти, человек боится и полно жить.

Ответы на вопросы о нашем существовании, об экзистенции даёт нам экзистенциальная философия и психология. Человеку необходимо выстоять перед данностями бытия, пережить и осознать, принять их, продолжив жить далее уже более осознанно и осмысленно. Эта способность выстоять перед жизненными данностями, а также перед трудностями называется некоторыми психологами, например С.Мадди, жизнестойкостью.

Поиск смыслов – это процесс самоопределения в этом полном неопределённости мире: «Кто я? В чём для меня смысл? Куда я иду? Зачем я здесь?».

psb-3.jpg

Поиск смыслов – это всегда столкновение со смыслами других людей («Мама говорит, что надо жить ради детей»), калибровка на моё-не моё, формирование собственных взглядов относительно того, что ценно и важно именно тебе, а затем отстаивание своей позиции («А я думаю, что смысл жизни в …»).

Человек, ищущий смысл, с одной стороны, очень уязвим, так как поиск смыслов часто ощущается как кризис, а с другой стороны, он становится всё более зрелым, самостоятельным – это он сам, а не кто-то за него, ищет ответы на вопрос "Зачем? Для чего?".

А значит поиск смыслов – это всегда развитие. Поиск смыслов – всегда акт субъекта, того, кто сам творит свою жизнь.

Возврат к списку